Ребенок и икона

Аватара пользователя
Admin
Администратор
Сообщения: 1315
https://www.behance.net/kuchnie-warszawa
Зарегистрирован: 03 апр 2013, 17:33
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 2 раза

Ребенок и икона

Сообщение Admin »

Как часто приходится слышать жалобы родителей на поведение своих любимых сынишек и дочурок, которые, увы, слишком рано начинают расстраивать нас своей грубостью, руганью, а подчас даже жестокостью.
Ни для кого не секрет, что важнейшей из причин этого является постоянная демонстрация подобных образцов поведения по телевидению, в журналах и газетах, в компьютерных играх. Ведь каждый второй фильм – очередной набор убийств, ненависти, секса и аморального поведения. Мало чем отличается и большинство компьютерных игр. Все это становится для детей образцом, идеалом, поскольку окружение во многом формирует характер и поведение детей.
А ведь характер человека, по мнению психологов, в своей основе складывается к трем годам и очень важно, чтобы детей с первых дней окружали иные образы - благородные, чистые, возвышенные.
Вглядитесь в лик настоящей иконы - сколько в ней выражено самых прекрасных черт, сколько она являет мира, любви, сострадания, смирения, бесстрастности и умиления. Если в вашем доме висит такая икона, а не портрет культуриста, актера или фотография ультрасовременной машины, то у человека, особенно ребенка, постоянно смотрящего на такую икону, неосознанно формируются соответствующие качества, ценности, идеалы и стремления, - мы можем и не подозревать, насколько сильно и благотворно может быть ее влияние. Подтверждение такого влияния мы часто видим в произведениях и мемуарах известных писателей, где глубокие, бесконечно добрые и любящие глаза святых угодников с икон являются ярчайшим воспоминанием детства, образом, пронесенным через года непростой жизни.

При этом существует расхожее мнение, что традиционная русская икона не может быть понятна ребенку. Такая точка зрения глубоко ошибочна – изобразительный язык иконы приемлем для ребенка потому, что он и сам так изображает мир - условно, не ориентируясь на внешнюю схожесть. Он изображает не столько то, что видит, сколько то, что чувствует. Реализм иконы, как и реализм детского рисунка, далек от натурализма, он в ином - в соответствии тому миру, который внутри художника, в его душе. Икона и детский рисунок обращены не к миру видимому, а к миру переживаемому. Именно поэтому ребенок, не ведая о понятии "обратной" перспективы, "выворачивает" изображение на зрителя, подобно древнему иконописцу. Конечно, не стоит ставить знак равенства между детским рисунком и иконой. Ведь икона - это совсем не "наивное" или "примитивное" искусство, а сложнейшая богословская система.
Рассматривая иконы, дети быстрее запоминают само евангельское повествование - гораздо быстрее, чем если слушают рассказ от родителей или читают сами по книге. Икона для ребенка - все равно, что Библия в картинках, и не случайно отцы Церкви так и называли церковное искусство - "Библией для неграмотных". Икона родилась из желания донести христианскую весть до самых простых, не умеющих читать людей, которые постигают мир не из книжной премудрости, а сердцем. Ребенок точно так же воспринимает мир, и потому он легко научается "читать" иконописное изображение, безошибочно выделяя основной смысл образа.
Одна учительница изобразительного искусства в младших классах, провела такой эксперимент. Предваряя знакомство детей с иконой "Троица" кисти Андрея Рублева, она рассказала им об основной идее Троицы: о единстве в любви, о согласии, о мире и свете - словом, о тех понятиях, которые сконцентрированы в рублевских ангелах. Сама икона при этом детям не показывалась, но им было дано задание: попытаться выразить в красках то, о чем говорил преподаватель. Результат оказался поразительным. Большинство детей использовали в своих композициях голубой, желтый и зеленый цвета - то есть точно колорит "Троицы" Рублева. Черный и серый цвета не использовал никто. В некоторых работах прочитывалась круговая композиция, что также является конструктивным элементом рублевского образа. Откуда дети знали об этом? Почему из всего разнообразия красок выбрали именно те, которые использовал когда-то и Рублев? Это можно объяснить лишь необыкновенной чуткостью детей и тем, что в иконе вообще, а тем более кисти Рублева, сосредоточено нечто изначально присущее природе человеческого духа.
Маленький ребенок почти не задумывается над тем, какими средствами достигается изображение, его интересует, что или кто изображен, а также само событие - что происходит "на картинке". Уже в возрасте 10-12 лет ребенок начинает обращать внимание на то, как изображено. Обычная реакция на икону в этом возрасте - вопросы: почему так изображены глаза? Почему так нарисованы руки? Почему художник изображает "непохоже" (или даже - "неправильно")? Почему изображение не такое, как мы видим "на самом деле"? И наконец, из уст подростка может прозвучать категоричное: "Так не бывает!" Над всеми этими вопросами тяготеет приобретенный опыт, воспринятые штампы, зависимость от стереотипов, цепляние за внешние ориентиры. Чем меньше ребенок, тем более он свободен от всего этого груза, и поэтому у него не возникает барьеров в восприятии иконы. Чем меньше ребенок, тем непосредственнее его восприятие. Ребенок еще слишком близок к тому общечеловеческому единству, из которого только недавно выделился актом своего рождения, и потому в нем легко находят отклик те исконные, архетипические сюжеты, которых так много в иконе. Но ребенок, в отличие от "знающего" взрослого, воспринимает их не интеллектуально, а всем своим существом, почти "утробно".
Поэтому не стоит терять время – окружите ребенка иконами как можно раньше.

Надо помнить также, что специалистам в области дошкольной психологии и педагогики известен тот факт, что в возрасте трех – четырех лет многие дети начинают играть с выдуманными друзьями. Как правило, это объясняется потребностью в надежном друге, которому можно не только все рассказать, но и в случае необходимости оказаться под его надежной защитой. Такую защиту, настоящую, не сказочную, безусловно, дает ребенку его небесный Покровитель.
Надо только научить ребенка говорить со своим святым покровителем через икону. Надо научить его видеть не живописное изображение, а истинного Покровителя, готового помочь малышу. Тогда в будущем одного мимолетного взгляда на икону будет достаточно, чтобы все доброе в душе поднималось как воспоминание, как опыт, как знание. В этом смысле икона – прекрасная возможность для духовного воспитания и усиления связи между родителями и детьми, между ребенком и дарителем иконы.

Ответить

Вернуться в «Основы веры»